.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Способности учащихся начальных классов


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Судить о наличии способностей у детей можно прежде всего но тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать, сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее большая продуктивность.
Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Ведь даже талантливых детей иногда признавали малоспособными. Так, гениального писателя Н. В. Гоголя учителя считали неспособным к русскому языку. У маленького П. И. Чайковского не видели особых способностей к музыке. Школьника Николая Лузина считали неспособным к математике, а в будущем из него вышел крупнейший ученый, сделавший ряд важных открытий в математике.
Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Иногда способный, но не привыкший к систематическому труду ученик занимается рассеянно, без интереса, плохо вникает в дело, и его готовы признать неспособным.
Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться. Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. Одни дети более способны к чтению и письму, другие — к математике, третьи — к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но и быстро забывают, другие запоминают медленно, но зато надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.
Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.
Ученицу III класса Лену К. считали в школе малоспособной к русскому языку. Она довольно небрежно готовила уроки, в письменных работах у нее часто бывало много ошибок. Но вот однажды девочка очень хорошо выступила на вечере художественной самодеятельности с чтением стихов и прозы. Как раз в это время в школе организовался драмкружок. Хотя его участниками были более старшие дети, Лене разрешили заниматься там и даже выступать на вечерах.
У девочки обнаружились большие способности к выразительному чтению, у нее оказалась отличная память. Заинтересовавшись литературой и искусством, Лена резко изменила свое отношение и к грамматике русского языка, стала хорошо успевать по этому предмету, а впоследствии поступила в театральное училище и успешно его окончила.

к следующему параграфу ...