Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Заказывайте пандусы для инвалидов в Москве в помещениях и зданиях.

Развитие способностей


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Задачей школы и учителя является не только обучение учащихся, но и развитие их способностей. Для развития способностей большое значение имеет учебная работа. При этом учение может в разной степени содействовать развитию способностей, а при неразумных методах (например, зубрежка без понимания) может и мешать этому развитию.
В советской школе применяются активные методы обучения, при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно придумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работы. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, то задать ему наводящие вопросы.
Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей. Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывать их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам необходимо давать дополнительную работу, чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя к ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе, это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают III класс и удовлетворительно учатся в средней школе.
К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной учебной работы, иногда считают неспособным к ней из-за его некоторой умственной пассивности. Ода проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что учение — очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.
Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая подстерегает сообразительных, способных детей. Им легко дается учение, и поэтому у них может не выработаться привычки к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постепенно угаснут способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.
«Если ребенку в учении все достается легко, у него постепенно воспитывается лень мысли, которая развращает человека... И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделья учащихся — тоже своеобразная воспитательная задача»,— пишет В. А. Сухомлинский. Воспитывая у учащихся настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию у них важного качества, которое называется работоспособностью.
В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захваливать их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способнее других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство ответственности за работу.
Некоторые дети младшего школьного возраста проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, мо не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы — всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.