Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Хедхантер вакансии маркетинг менеджеров Волгоград. информация

Темперамент детей


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Опытный педагог подмечает индивидуальные особенности темперамента своих учащихся и соответствующим образом строит работу с ними. Учительница одной из школ так рассказывала о детях своего класса: «Что ни ученик, то целый мир различных психических качеств. Когда начинаешь заниматься с классом, стараешься как можно лучше «раскусить» каждого из них. Прежде всего удается определить их темперамент, он сразу бросается в глаза. Вот Игорек. Этот вечно вертится, как вьюн, и шуму от него, как от целой группы ребят. Я уже сразу слышу, что в школу пришел Игорь (а надо сказать, ои никогда не опаздывает, всюду поспевает раньше всех). Но на уроке с ним нелегко: то соседа рукой ткнет, то заговорит вслух, хотя я его не вызывала. Руку поднимает то и дело, а спросишь, не всегда ответит правильно, именно из-за торопливости.
Скажешь: «Не спеши, подумай», — и тогда даст хороший, правильный ответ. Вообще учится он на четверки, а мог бы быть отличником. Горячий, вспыльчивый. Чуть что — и в драку полезет, правда, тех, кто послабее, не обижает, а более сильных не боится, если только они его заденут.
Вначале с дисциплиной было у нею плохо, совсем не умел держать себя в руках, но с такими, как он, нужна настойчивость и спокойствие. Делом надо его занять. Когда его кипучая энергия найдет применение, он работает хорошо, с увлечением. А окриков не переносит, нагрубить может кому угодно. Пришлось с родителями работу провести. Отец тоже горячий — взрывается, как порох. Вот и бывали у них дома баталии. Мать мне хорошо помогает.
А вот Петя — этот во многом полная противоположность Игорю: спокойный, уравновешенный. В классе и на улице его не слышно, никогда не торопится. Задаешь ему вопрос, молчит. Я сначала сама опешила: «Значит, не знаешь?»— и уже хотела другого вызывать, а он тут начинает отвечать, и все правильно, обстоятельно. Теперь я понимаю, что торопить его не следует, ему надо подумать не спеша. Этот не тянет руку каждую минуту, как Игорь, А спросишь, сказал все, что требуется. «Что же ты руки не поднимал?» — «Да я хотел еще получше припомнить». В работе он усидчив, но инициативы проявляет мало. Если Игоря на уроке приходится сдерживать, то Петю надо подшевелить, заинтересовать. Это и во время игр заметно. Игорь, глядишь, всеми командует, а Петя может просто стоять в стороне, наблюдая играющих. Я не видела, чтобы он когда-нибудь кого-нибудь задел. Рассердить его трудно, на шутки и насмешки не обращает внимания. Но уж если кто-нибудь начинает очень приставать к нему, он или уйдет, или даст ему один раз, как следует. Но это бывает очень редко. Учится он неплохо, но хотелось бы, чтобы больше живого интереса проявлял к тому, что делается в классе.
А взять Лену... Это очень чувствительная девочка. Я ее про себя зову мимозой. Чуть что, смутится, а то и заплачет. Тройку ей поставить страшно: горе для нее это большое. Приходится очень щадить девочку. Спрашиваю ее тогда, когда вижу, что она хорошо знает, более уверена в себе, чем обычно. В играх детей она участвует тоже как-то робко, часто уступает другим, никогда ни с кем громко не ссорится, однако обиды переживает глубоко, но как-то втихомолку. Ей нелегко дается математика, а вот сочинения на свободную тему пишет хорошо. Видно, что она очень впечатлительная девочка и свои переживания может лучше описать, чем другие. Думаю, что она скоро начнет писать стихи, и, наверное, они у нее будут грустные. Я слежу за тем, чтобы мальчики ее не тревожили, да они и сами стараются к ней не приставать, не дергают за косы, как других девчонок.
Много в классе и подвижных ребят, вроде Коли или Васи. Живые, любознательные, они с увлечением принимаются за новое дело, но быстро к нему остывают. На уроке отличаются рассеянностью. Все, что делается кругом, привлекает их внимание. Особенно Вася страдает этим недостатком. Нет у него нужной выдержки, хотя мальчик способный, любит читать, всем интересуется. В работах делает немало ошибок именно из-за своей торопливости. Из-за плохой отметки может заплакать, но через 5 минут уже видишь его веселым, смеющимся. Эти ребята ничего глубоко не переживают. Быстро забывают данное обещание, И от Игоря они отличаются. Если тот чем-нибудь увлечется, то забывает все на свете и это увлечение имеет у него устойчивый характер. А у Коли и Васи все очень скоропреходящее. Приходится требовать от них большей уравновешенности и настойчивости в работе. Скажу прямо, эти ребята мне нравятся своей подвижностью и веселостью, и они послушны, однако замечания им приходится делать чаще, чем другим.
Вообще же важно знать, какой темперамент у ребенка, и тогда скорее найдешь те приемы, при помощи которых удастся использовать положительные и преодолеть отрицательные стороны его темперамента» (из материалов автора).
Поскольку тип темперамента представляет собой врожденное качество, работать над воспитанием темперамента надо начинать как можно раньше. Очень благоприятным периодом для такой работы является младший школьный возраст.
Правильная учебно-воспитательная работа в школе выправляет некоторые отрицательные свойства темперамента детей. Холериков делает более сдержанными, сангвиников — усидчивыми в работе, флегматики становятся менее пассивными, меланхолики — более уверенными в себе и более общительными.
На все типы темперамента полезное влияние оказывает школьная дисциплина, а также физическое воспитание и другие оздоровительные мероприятия. Работа над темпераментом тесно связана с воспитанием у человека воли и твердого характера, которые дают возможность не быть рабом своего темперамента, а уметь управлять им.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.