.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Некоторые проявления черт характера у младших школьников


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Дети приходят в школу с еще не сформировавшимся характером. У них еще есть черты личности, присущие дошкольному возрасту. Они очень впечатлительны, чувства у них нередко преобладают над рассудочной деятельностью. Дети, как правило; отличаются жизнерадостностью, любознательностью, неуемной энергией. Они быстро привязываются к человеку и невольно вызывают к себе симпатию, общение с ними доставляет радость.
У младших школьников есть, конечно, и отрицательные качества. Так, некоторые из них отличаются упрямством, капризами, другие — медлительностью, пассивностью, вялостью или, наоборот, чрезмерной активностью, подвижностью, беспорядочностью, суетливостью, недисциплинированностью и другими недостатками, с которыми учителю необходимо бороться. Многие из этих свойств еще не являются устойчивыми, а представляют собой временные психические особенности, и очень важно, чтобы они в будущем не стали чертами характера. Важнейшее качество личности — целеустремленность — еще слабо развито у младших школьников. Дети часто руководствуются чувством, ближайшими впечатлениями, поэтому не ставят перед собой каких-либо серьезных задач, а живут сегодняшним днем и побуждениями, идущими от других людей.
Дети нередко говорят о будущей деятельности («Я стану летчиком», «А я хочу быть моряком» и т. п.), но это только мечты. Реально готовить себя к будущему многие из детей еще не умеют. Когда одному восьмилетнему мальчику, мечтающему о морской службе, сказали: «Как же ты хочешь быть моряком, а сам не учишься плавать?»— он ответил: «Ну и что же? Когда надо, тогда меня моряки научат плавать». Даже в своих школьных занятиях дети не всегда руководствуются более отдаленными целями. Учительница начальных классов, желая побудить ребят к решению задач, назвала третьеклассникам несколько номеров из учебника и сказала, что одну из указанных задач даст решить на контрольной работе через две недели. Когда подошел этот день, оказалось, что почти ни один школьник не решал задач (так как они не были «заданы»). Такой же метод в V—VII классах имел большой успех, дети прорешали большинство указанных задач и хорошо подготовились к контрольной работе.
Проявления психических особенностей младшего школьника бывают очень различны, а иногда и противоречивы. Так, опытная учительница характеризовала мальчика Витю как очень послушного и старательного ученика. На следующий год с классом стала заниматься молодая начинающая учительница, которая удивилась этой характеристике, так как у нее на уроках Витя вел себя плохо, ленился и был рассеянным. Дело в том, что проявления индивидуальных особенностей в этом возрасте часто зависят от внешних воздействий. Строгая и требовательная учительница сумела повлиять на живого, впечатлительного ребенка так, что он обнаружил ряд положительных качеств, в то время как неопытный педагог не смогла его энергию направить в должное русло.
У некоторых детей, в особенности тех, кто не посещал детского сада и рос в семье единственным ребенком, еще есть детский индивидуализм, неумение понять интересы других. Такие дети считают себя центром всего окружающего (в этом — недостаток семейного воспитания, при котором ребенок растет избалованным). Но в школьном коллективе это качество обычно ослабевает. Ребенок быстро усваивает нормы общественного поведения, считается с требованиями коллективной работы, привыкает делать не то, что ему хочется, а то, что обязан выполнять ученик.
Характеризуя моральный облик советских детей, надо сказать, что они честны, справедливы, заботятся о близких и т. п. Исключения довольно редки. Но у некоторых школьников все-таки проявляются аморальные черты. Часто они являются следствием неправильного семейного воспитания. Так, одна девочка всегда приносила в школу очень вкусные лакомства, но никогда ни с кем не делилась, а когда ее упрекнули в скупости, она призналась, что мама запретила ей что-либо давать своим товарищам.
Отдельные школьники проявляют склонность ко лжи, которая выражается в преувеличении, приукрашивании, хвастовстве.
Одной из причин этого является буйная детская фантазия, заставляющая самого ребенка верить в то, что он придумал. С годами это свойство исчезает. Иногда ученик скрывает совершенный поступок или отказывается признать себя виновным, извиниться перед кем-либо только из чувства ложного стыда. По этой же причине он проявляет упрямство, настаивает на своем, хотя в душе и считает себя неправым.
В отличие от недостаточно дисциплинированных подростков, которые иногда нарушают правила поведения, чтобы вызвать одобрение своего «геройства» со стороны товарищей или «позлить» учителя, младшие школьники пойти никогда не преследуют своим дурным поведением каких-либо особых целей. Если они нарушают дисциплину, то это у них получается невольно, без злых намерений. Просто некоторые дети не в силах сдерживать свою импульсивность, не научились управлять своими чувствами и движениями (потребность в которых у них велика).
Большое влияние на поведение детей оказывает пример окружающих (учителя, родных, старших товарищей). В этом проявляется подражательность как одна из черт детского характера. Она приносит положительные результаты, если ребенок общается с людьми, дающими ему хорошие образцы поведения. К сожалению, ребенок подражает и дурным примерам. Учитель, используя эту особенность детей, может оказывать на них нужное влияние.
Именно школа с ее строгим порядком, серьезными требованиями к учащимся оказывает полезное влияние на воспитание у детей положительных черт личности, которые становятся основой их формирующегося характера (например, настойчивость, дисциплинированность, выдержка, трудолюбие и т. д.).

к следующему параграфу ...