.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Изучение учащихся


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Учитель знакомится с ребенком. Его внутренний мир не представляет собой что-то вроде tabula rasa (чистая доска), на которой воспитатель может начертить все, что считает нужным. Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, усиливая положительные качества и борясь с отрицательными. Не имея представлений о ребенке, его невозможно и воспитывать. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Изучить индивидуальные особенности младшего школьника легче, чем старших учащихся, так как ребенок в этом возрасте отличается большой откровенностью и непосредственностью. Но так как младшие школьники склонны к подражанию, учитель может принять временные состояния ребенка, появившиеся под чужим влиянием, за свойства его личности.
Хотя у младшего школьника еще нет вполне сложившегося характера, но у него есть такие психические качества, которые могут быть названы основами, задатками будущего характера. Из этих задатков постепенно вырабатываются стойкие черты.
Наблюдая детей в школе и по возможности вне ее, важно выявить именно типические особенности каждого школьника. Если ребенок проявляет настойчивость и прилежание, занимаясь на уроке под неослабным и достаточно строгим контролем учителя, еще нельзя делать вывод, что трудолюбие — черта его характера. Надо посмотреть, как он занимается сам, готовя домашние задания, как относится к другой работе, например помогая дома по хозяйству, трудясь на пришкольном участке. Если ученик проявляет настойчивость и прилежание, охотно берется за любое дело, можно сказать, что это черта его личности.
Выявив какое-либо типическое свойство школьника, учителю надо поинтересоваться и причинами появления этой черты у ребенка. Уяснив, образно говоря, корни, из которых вырастает то или иное качество, будет значительно легче или развивать его (если оно положительное), или устранять (если оно отрицательное).
В начальных классах у любого учителя 30 и более учащихся. Изучать каждого из них трудно. Чтобы облегчить себе задачу, сделав наблюдения более систематическими и упорядоченными, полезно кратко записывать все, что заслуживает внимания в поведении учащихся. Такой дневник наблюдений даст возможность более строго фиксировать особенности каждого ребенка и собирать материал для его характеристики. Составление ее необходимо как для самого учителя, так и для тех, кто будет заниматься с учеником дальше.
Для примера приведем предложенный психологом Н. Д. Левитовым краткий план наблюдений за проявлением у ученика одной черты характера — выдержки.
«1) Как ученик после перемены входит в класс и садится за парту? Насколько при этом он сдерживает себя; свои лишние движения, речь и т. п.?
2) Сосредоточено ли внимание ученика на уроке, не отвлекается ли он чем-либо посторонним?
3) Достаточно ли подтянут ученик, когда его спрашивают, вызывают к доске?
4) Насколько ученик сдерживает свои эмоции после удачных и неудачных ответов?
5) Владеет ли ученик собой, когда говорит? Не проявляет ли в речи излишней торопливости, не слишком ли многословен, не употребляет ли слов-паразитов?
6) Как ведет себя ученик на уроке, в случае, когда выдержка его подвергается особому испытанию (например, если в окно видно что-нибудь интересное или если в классе присутствуют какие-нибудь гости, которые могут отвлечь внимание)?
7) Является ли выдержка привычным, естественным состоянием ученика или же она требует от него значительных усилий?
Наибольшую ценность представляют длительные систематические наблюдения, которые позволяют прослеживать проявления характера в различных условиях».
Для изучения психики школьника применяются также методы беседы, анализа его работ (тетрадей, сочинений, всевозможных поделок), а также эксперимент. Но применение последнего метода лучше проводить с помощью специалиста-психолога.

к следующему параграфу ...