Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

календарики

Формирование навыков и умений


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В процессе учебной и трудовой деятельности у школьника вырабатываются навыки и умения. Это достигается путем упражнения, т. е. повторного выполнения действий, которые сопровождаются необходимыми указаниями учителя. Упражнение даст положительный результат, если ученик ясно понимает, что от него требуется, чему он должен научиться. Поэтому перед выработкой навыка объясняют цель упражнений, дают словесное объяснение. Учитель показывает, что и как надо делать.
Очень важно, чтобы ребенок знал результат своих упражнений. Для этого учитель оценивает отдельные этапы действий ученика и окончательный итог работы. Педагог должен своевременно исправить допущенные ошибочные движения, пока они еще не превратились в навык. Следует также приучить ученика к самоконтролю, который является необходимым условием всякой успешной работы.
Процесс выработки навыка имеет характер аналитико-синтетической деятельности. Так, например, чтобы научить учащихся I класса писать буквы, учитель проводит их анализ, т. е. вычленяет из них элементы (палочки, крючки, овалы), которые и учатся писать ученики. Затем происходит синтез, т. е. объединение разрозненных элементов в целое, в букву.
Укажем некоторые характерные моменты в формировании навыков.
1. Вначале происходит овладение отдельными, простейшими элементами деятельности, затем они постепенно объединяются в более сложное действие. Именно так и происходит, например, обучение ребенка письму. Сначала он учится правильно сидеть, держать ручку, удобно класть тетрадь, упражняется в написании буквенных элементов, объединяет их в буквы, затем пишет целые слова. Все время сначала идет обучение отдельным действиям, а потом совместное их выполнение.
2. Паузы между отдельными элементами действия сокращаются. В начале обучения письму ребенок не может сразу выводить на бумаге элементы букв или буквы, он делает небольшие перерывы. Когда же пишет человек, владеющий техникой письма, он не делает остановок после каждой черточки и даже буквы, а соединяет их вместе, пишет слово целиком, не отрывая ручки от бумаги.
3. Устраняются лишние движения и ненужная напряженность. Обучаясь письму, ученик вначале делает много усилий. Хотя процесс письма требует напряжения только тонких мышц пальцев и в очень небольшой степени самой руки, у ребенка при письме напряжено все тело: и мускулы ног, и левой руки, и даже язык принимает участие в работе. Ребенок иногда даже сопит, что говорит о его усиленном дыхании. Все это показывает, сколько сил и энергии тратится для такого действия, которое затем, после овладения навыком, выполняется очень легко.
4. Зрительный контроль уменьшается и постепенно увеличивается контроль двигательный (кинестетический). Например, когда мы учимся играть на рояле, то смотрим на клавиши. Но постепенно эта необходимость отпадает, и, играя, мы глядим в ноты, а пальцы руки сами находят нужную клавишу. То же наблюдается при обучении печатанию на машинке. Опытная машинистка печатает не глядя, так называемым «слепым» методом.
5. По мере овладения навыком начинают применяться разные варианты действий, работа выполняется различными способами. Это применение различных приемов проявляется на более высокой ступени развития навыка и дает возможность добиваться лучшего качества работы при меньшем утомлении. Хороший мастер отличается от неквалифицированного рабочего тем, что умеет варьировать свои движения. И утомляется он меньше потому, что ему удается выполнять работу разными приемами, давая отдыхать то одним, то другим мышцам.
Приобретение умений и навыков протекает по-разному, в зависимости от того, чему и как человек учится. Обычно этот процесс происходит равномерно, и умение появляется и совершенствуется по мере увеличения числа упражнений. Но бывает и так: длительные занятия не дают заметного результата, а потом вдруг происходит как бы скачок, и человек овладевает умением.
Так, некоторые дети дольше других не овладевают процессом чтения, а потом вдруг начинают читать даже лучше тех товарищей, которые раньше научились читать. Поэтому не надо делать выводы об отсутствии способностей у ребенка только потому, что он задержался с приобретением какого-либо умения или навыка.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.